Коррупция в России | Статья в журнале «Молодой ученый»
Борьба с коррупцией и её проявлениями ведётся на протяжении всей истории российского государства. Однако как показывает практика, государство ещё полностью не может искоренить коррупцию и напротив очень часто оно само провоцирует на совершение коррупционных преступлений.
На сегодняшний день тема коррупции в России, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы, наконец, с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме.
В современной научной литературе существует множество определений понятия «коррупция». Её рассматривают в нескольких аспектах: социальном, политическом, правовом. Ряд учёных считает, что коррупцию нужно рассматривать ни как конкретный состав преступления или административного правонарушения, а как совокупность родственных деяний, включающих в себя ряд должностных злоупотреблений.
Коррупция в средствах массовой информации описывается как серьёзный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, а также исторических аспектов его возникновения.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» наряду с перечислением отдельных разновидностей коррупционных действий содержит общее легальное определение коррупции. Под ней понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1].
Вышеуказанное легальное определение коррупции представляется не совсем удачным по многим причинам. В частности, выгода имущественного характера, о которой идет речь в подп. «а» п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции», может заключаться в деньгах, ценностях, ином имуществе или услугах имущественного характера, иных имущественных правах. Возможности отнесения к этой выгоде каких-либо других составляющих п. 1 ст. 1 указанного Закона не предусматривает. Нетрудно увидеть, что упомянутая выгода по своему составу практически ничем не отличается от предметов коммерческого подкупа и взятки — денег, ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав (ст. ст. 204, 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом сами понятия «имущество», «услуги имущественного характера», «имущественные права» ни в Федеральном законе «О противодействии коррупции», ни в Уголовном кодексе Российской Федерации не раскрываются.
Также следует обратить внимание на необходимость унификации терминологии в правовых актах, направленных на противодействие коррупции. Такие понятия, как «выгоды имущественного характера», «имущество», «оказание услуг» и другие относятся больше к гражданскому праву, чем к уголовному. Соответственно, указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции.
В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики Российской Федерации. Она могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации.
Помимо общих вопросов, связанных с регламентацией коррупции и антикоррупционной политики, необходимо сконцентрировать своё внимание на проблемах правового регулирования составов коррупционных преступлений, а также их наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Так, например, современная правовая регламентация конфискации имущества за коррупционные преступления свидетельствует о наличии законодательных ошибок и противоречий [2]. В частности, законодатель в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации достаточно четко указывает перечень преступлений, в отношении которых применяется конфискация (всего 45 составов преступлений). Однако абсолютно не понятно, почему в указанный перечень не вошли многие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления (ст. 145.1, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 2 ст. 174.1, ст. 183, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. ст. 201, 202, ч. ч. 1 и 2 ст. 204, ст. ст. 285.1, 285.2, 286, 288, 289, 291, 292, ч. 3 ст. 294 и ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации и др.).
Особо обращает на себя внимание отсутствие в перечне статей, по которым можно применить конфискацию имущества, трех составов преступлений, относящихся к «ядру коррупции» (ст. ст. 291, 291.1 и ч. ч. 1, 2 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Также следует обратить внимание на слабую развитость в Российской Федерации просветительского и профилактического направления антикоррупционной политики. В процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.
Высокий уровень латентности преступлений коррупционной направленности существенно осложняет функционирование механизма уголовно-правового регулирования. Вследствие этого актуализируются дальнейшие меры по оптимизации уголовно-правовой политики РФ применительно к преступлениям коррупционной направленности, исходя из положительного правового опыта, как России, так и зарубежных стран.
Вместе с тем одних лишь уголовных методов для полноценного противодействия коррупции явно недостаточно.
С одной стороны, в последние годы вышло значительное число публикаций, посвященных теме коррупции и борьбе с ней, большая часть которых раскрывает предмет исследования с криминологической или юридической точки зрения. С другой стороны, целый ряд важных аспектов данной проблемы остается незатронутым или мало исследованным. Современное состояние законодательства и правоприменительной деятельности создает предпосылки для обоснования предложений по поводу совершенствования уголовно-правовых мер противодействия преступлениям коррупционной направленности. При всей многоаспектности принимаемых нормативно-правовых актов сложно рассчитывать на снижение уровня коррупции без реально действующего механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности.
Проблемы антикоррупционной политики:
1. Законодательное определение понятия «коррупция» представляется не совсем удачным.
На наш взгляд, коррупция — злоупотребление служебным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным публичным интересам в целях получения имущества или любой иной выгоды имущественного характера для себя или для других лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами в своих интересах или в интересах других лиц».
2. На наш взгляд, необходимо пересмотреть перечень составов преступлений, за которые возможно применение конфискации. Для этого требуется внести изменения в ст. 104.1 УК РФ с тем, чтобы конфискация доходов от коррупционных преступлений охватывала все преступления — как непосредственно связанные с подкупом должностных лиц, так и другие сопряженные с ним преступления.
3. В настоящее время отсутствует единая терминология в правовых актах, направленных на противодействие коррупции.
Указанные термины должны употребляться в одинаковом значении во всех отраслях права. Только тогда единообразное легальное закрепление и толкование позволит более эффективно осуществлять противодействие коррупции (главным образом предупреждать ее), минимизировать ее негативные последствия.
4. В Российской Федерации нет единого специализированного координационного органа по противодействию коррупции.
Нам представляется, что на базе органов Прокуратуры Российской Федерации возможно создание специализированного органа противодействия коррупции в форме подразделений в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Российской Федерации. Также является целесообразным введение должности Уполномоченного по противодействию коррупции.
5. В настоящее время на федеральном уровне в результате активной аналитической работы разработаны основы антикоррупционной политики, но не принята Концепция антикоррупционной политики РФ.
Концепция могла бы определить принципы, цели, задачи, приоритеты, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной антикоррупционной политики в РФ.
6. В Российской Федерации слабо развиты просветительские и профилактические направления антикоррупционной политики.
Нам представляется, что в процессе формирования антикоррупционной политики целесообразно поддерживать постоянное взаимодействие с компетентными научными учреждениями и профессиональными научными работниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, экспертизу, мониторинг, анализ и реальное внедрение антикоррупционных мероприятий в деятельности арбитражных судов. Антикоррупционная политика должна быть научно и криминологической обоснованной.
Следует отметить, что успех в противодействии коррупции может быть достигнут лишь при скоординированных усилиях государства, общества и отдельных граждан. Поэтому чрезвычайно важно использовать накопленный потенциал институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Ключевая роль в такой работе принадлежит институту уполномоченного по правам человека, а также различным специализированным региональным структурам.
Литература:
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25дек. 2008 г. Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 2008 г.: в ред. Федер. закона от 28 дек. 2013 г. № 396-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52. — Ст. 6228.
2. Кругликов, Л. Л. Ошибки в квалификации преступлений: структура, причины возникновения / Л. Л. Кругликов // Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве. — Ярославль, 1995. — С. 46–47.
moluch.ru
Все о коррупции. Как бороться с коррупцией? Меры по профилактике и уровень коррупции в странах мира на 2018
Содержание статьи:
Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.
Определение и виды коррупции: что относиться к понятию
Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды». Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:
- дача и получение взятки;
- злоупотребление полномочиями;
- коммерческий подкуп.
Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:
- посредничество в дачи взятки;
- незаконное участие в предпринимательстве;
- нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
- контрабанду;
- влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.
Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.
82% мирового богатства принадлежит 1% населения — богатейшим людям планеты
Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:
- сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
- подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
- замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
- снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.
Причины и истоки коррупции
Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров, а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?
Уровень цен на продукты в общем прогнозе по инфляции на 2018 год
Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.
Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.
Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы
Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:
- информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
- повышение прозрачности госструктур;
- независимость СМИ;
- повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
- упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.
Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:
- активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
- взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
- особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
- принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
- повышение ответственности всех причастных сторон.
Уровень и рейтинг коррупции в странах мира в 2018 году
Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.
Согласно последнему Рейтингу восприятия коррупции, опубликованному в 2017 году, список наименее страдающих от коррупции стран возглавляет Дания, и первая десятка выглядит так:
- Дания.
- Новая Зеландия.
- Финляндия.
- Швеция.
- Норвегия.
- Швейцария.
- Сингапур.
- Нидерланды.
- Люксембург.
- Канада.
Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.
Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.
Происхождение и сущность денег. Развитие понятия «деньги»
Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.
Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников. Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.
Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.
Причины инфляции, а также ее социально-экономическое влияние
Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность
Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.
Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.
С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.
Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:
- штраф;
- лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
- исправительные, принудительные или обязательные работы;
- условный или тюремный срок до 12 лет.
Куда сообщить о коррупции
Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.
Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.
Импортозамещение как фактор экономической безопасности страны
Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.
Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.
promdevelop.ru
Коррупция в России: взяточничество как принцип порядка | Политика | ИноСМИ
Если бы в России не было коррупции, то русская литература не досчиталась бы большого количества шедевров. Кто готов отказаться, к примеру, от таких романов, как «Мертвые души» Николая Гоголя, в котором бойко торговали именами почивших с целью улучшения материального положения?
В наши дни в сфере ритуальных услуг в России также имеет место коррупция, но с точки зрения утонченности и вкуса ей далеко до литературных примеров. Часто бывает так, что в гробу, который предстоит отвезти на кладбище, лежит не тот родственник. Нередко случалось и так, что умершего уже похоронила другая семья. Подмена оставалась незамеченной, хотя в России принято прощаться с покойником, который лежит в открытом гробу. Разные преступные группировки воюют за объект недвижимости под названием «кладбище».
Коррупция в России — не просто преходящее зло, а нечто большее. Это принцип порядка, который задает тон во многих сферах жизни. В недавнем исследовании Transparency International Москва, соответственно, заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции (ИБК).
Люди, попадающие в верхние эшелоны власти, заранее подвергаются своеобразному экзамену: если человека не в чем упрекнуть, его шансы на то, чтобы занять привлекательный пост, скорее невелики. Полуфеодальная система власти, созданная Кремлем, предпочитает кандидатов с «подмоченной репутацией»: они более лояльны к власть имущим, а еще их легче шантажировать. Это объясняет, почему попытки обуздать коррупцию чаще всего заканчивались провалом
Тем не менее Федеральная служба безопасности, в сферу ответственности которой входит борьба с коррупцией, периодически козыряет успехами, выводя на чистую воду высокопоставленных чиновников. Так, за минувшие пару лет по подозрению в коррупции были задержаны губернаторы Сахалинской области, Пермского края и других регионов страны.
Задержание с поличным
«В первую очередь, ФСБ наблюдает за губернаторами и чиновниками невысокого ранга», — говорит директор московского отделения Transpatency International Антон Поминов. В прошлом году большой резонанс вызвало задержание министра экономического развития Алексея Улюкаева. Говорят, что он вымогал два миллиона долларов у представителей государственного концерна «Роснефть» в качестве вознаграждения за согласие на сделку по продаже компании «Башнефть». То, что обеспеченный министр ввязался в это, да еще попался с поличным, считается чем-то очень необычным, тем более что два миллионов долларов — сумма, которая соответствует скорее чиновнику уровня мэра, а не министра.
Кроме того, Улюкаев считался лояльным чиновником. Роковым для него стало то обстоятельство, что он сначала хотел помешать поглощению Башнефти Роснефтью, поскольку считал сделку мнимой приватизацией. Во главе Роснефти стоит Игорь Сечин, близкий друг Владимира Путина и бывший генерал ФСБ.
Улюкаев попался, хотя и принадлежал к самой верхушке, которую обычно с удовольствием ограждают от скандалов. Такие случаи считаются сигналом, который могут правильно расшифровать только посвященные.
Население страны приспособилось к коррупции. Оно уже столетиями сталкивалось с проблемой «кормления». Российские чиновники никогда не получали больших зарплат, но зато в их распоряжении находились подданные, у которых они вымогали деньги. Также это обеспечивало лояльность к руководству. Правда, коррупция беспокоит российское население, но, согласно Transparency International, она занимает третье место среди всех проблем.
Не так давно всеобщее внимание привлекли разоблачения Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК), возглавляемого оппозиционером Алексеем Навальным. Авторы расследования обвинили премьер-министра Дмитрия Медведева в том, что он владеет миллиардным — в евро — состоянием, в частности, виноградниками в Тоскане, несколькими яхтами и огромными земельными участками. Всем этим управляют непрозрачные фонды.
Это было началом протестов, которые начались в марте и продолжились в понедельник.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Противодействие коррупции в России | Статья в журнале «Молодой ученый»
Целью исследования данной статьи является рассмотрение системы противодействия коррупции в РФ. Нормативную основу исследования составили УК РФ, федеральные законы РФ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что коррупционная деятельность в современной России достигла колоссальных масштабов. Помимо того, что это является угрозой государственной безопасности, это также проблема для общества и отдельных граждан, поскольку сложившаяся ситуация формирует негативное отношение граждан к государственным служащим, которые, в свою очередь, недобросовестно ведут себя при исполнении своих прямых обязанностей.
В конце 90-х годов заместитель Генерального прокурора России Ю. Я. Чайка заявил, что Россия входит в десятку наиболее коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 2016 году Россия заняла 131-ое место из 176 в Индексе восприятия коррупции Transparency International, что также транслирует факт незавидного положения вещей и на сегодняшний день.
Базовый международно-правовой документ, закрепляющий правовую основу общественного контроля («участия общества») в сфере противодействия коррупции во всем мире, — это Конвенция ООН против коррупции 2003 года, которая устанавливает требования прозрачности процессов принятия решений, информирования населения (через учебные программы и иным образом), «уважения, поощрения и защиты свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции». Государства должны принять меры для содействия институтам гражданского общества в деле предупреждения и борьбы с коррупцией.
Законодательство о противодействии коррупции в современной России формируется в основном за счет периодического издания нормативных правовых актов. Президент РФ, являясь гарантом Конституции, определяет главные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Так, за достаточно короткий срок, был принят ряд указов, в частности Указы от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции» и от 15.07.2015 N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». При этом деятельность органов государственной власти, направленная на борьбу с коррупцией и устранение причин, ее порождающих регламентируется Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1],
Согласно вышеуказанному закону, под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Отсюда следует вывод о том, что коррупция — это социальное явление не только государства, но и общества в целом. Чиновники и иные представители власти одновременно являются и членами общества. Можно сказать, что коррупция имеет обоюдный характер: с одной стороны, это действия граждан по использованию представителей власти для достижения своих противоправных (противоречащих общественным интересам) целей, а с другой стороны, это действия представителей власти по использованию своего служебного положения в аналогичных целях. Опыт антикоррупционного законотворчества во всем мире свидетельствует о том, что законодатель постиг универсальный способ определения коррупции, который состоит в отражении правонарушения в элементах подкупа или продажности. Такой подход приемлем для нас на сегодняшний день, поскольку находит свои обоснования в прошлом юридической мысли, а также в истории развития отечественного законодательства и правоприменительной практики.
При этом противодействие коррупции -это деятельность направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в РФ основывается на семи основных принципах, к которым законодатель относит:
1) признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина;
2) принцип законности;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст. 3 Закона о противодействии коррупции). [2]
Совершенствование законодательства о противодействии коррупции осуществляется постоянно на протяжении последних нескольких лет, однако, не все привносимые изменения однозначно можно оценить в качестве позитивных. К сожалению, имеют место несогласованность, противоречия, нарушения основных принципов противодействия коррупции и другие проблемы, негативно влияющие на качество правового регулирования антикоррупционной деятельности.
Положительным изменением российского законодательства в области общественного контроля с целью противодействия коррупции следует признать принятие Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам. Указанный Закон устанавливает контроль за сделками отдельных категорий лиц, осуществляющих публичные функции, их супругов и несовершеннолетних детей, общая сумма которых превышает общий размер доходов таких лиц за три последних года.
Важно отметить, что общество также участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также в решении иных общественно значимых вопросов на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод. Реализуется это посредством общественного контроля в сфере противодействия коррупции, путем деятельности средств массовой информации и общественных объединений по распространению имеющихся у них данных о том или ином (потенциально) коррупционном поведении. Подобные публикации не только способствуют расширению сферы контроля общества и успешному преследованию правонарушителей, но и выполняют функцию общей превенции коррупционных правонарушений в будущем. [3]
В целом же следует учитывать, что существует специфика правового сознания, общественных ценностей и культуры социального поведения, именно в них кроется причина коррупционных явлений в обществе и государстве. Необходимо обратить внимание на морально-психологический настрой общества, повышать уровень жизни населения, пропагандировать идею неприятия коррупции среди должностных лиц. Все вышеперечисленные шаги при всеобщей заинтересованности, активной позиции государства и общества могут значительно увеличить эффективнось предупреждения и борьбы с коррупцией, что в свою очередь послужит гарантией благополучия обеспечением безопасности человека, общества и государства.
Литература:
- О противодействии коррупции: федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228 (далее — Закон о противодействии коррупции).
- Астанин В. В. Учебное пособие «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих»
- Сухаренко А. Н. Общество против коррупции // ЭЖ-Юрист. 2013. N 20. С. 1–4
Основные термины (генерируются автоматически): противодействие коррупции, коррупция, общественный контроль, РФ, современная Россия, Россия, гражданское общество, общество, мера, сфера противодействия коррупции.
moluch.ru
Причины коррупции в России: условия возникновения и борьба
Сегодня не найдется человека, который ни разу не давал взятку. Коррупция сопровождает нас на протяжении всей жизни. Решить возникшую проблему в любом из направлений социальной сферы стало проще, дав взятку.
Почему же мы привыкли платить за то, что должно делаться совершенно бесплатно? И можно ли надеяться на искоренение коррупционных явлений?
Коррупция – часть истории страны
Слово «Коррупция» имеет латинское происхождение и переводится как «подкуп». Если кратко просмотреть историю России, станет ясно, что возникновение этого феномена уходит еще в древние времена.
Уже тогда было принято преподносить дорогие подарки правителям, чтобы добиться особого положения и обратить на себя внимание. Получение взятки князем на Древней Руси называлось лихоимство и являлось преступлением.
Первые мероприятия по антикоррупционной политике были проведены в XV веке Иваном III. При нем была создана система контроля за деятельностью наместников и судей.
Царствование Петра I отождествляется с расцветом коррупции. Построенный императором огромный управленческий аппарат необходимо было содержать. На выплату жалования чиновником часто не хватало средств, и они брали взятки, чтобы хоть как-то прожить.
Указы Александра I не особо улучшили положение. В эти годы лихоимство процветало не только в центральной части страны, но и в дальних губерниях. Уже тогда стало ясно, что для того чтобы искоренить коррупцию понадобиться полностью перестраивать государственную систему.
Советский Союз также не смог победить коррупцию. В этот период народ для решения своих важных вопросов пользовался связями. Во времена кризиса достать дефицитные товары можно было только по блату.
В условиях перестройки, когда страна была ослаблена экономически, политически и морально, коррупция находилась на пике рассвета. В лихие девяностые благодаря отсутствию систематизированной работы органов власти во всех сферах, многие просто наживались на получении взяток и проведении противозаконных махинаций.
Современная Россия – государство, в котором развита коррупция
Получается, что коррупция в России – это часть всей системы государственного устройства. Без неё невозможно существование ни одной структуры и с каждым годом этот феномен плотнее охватывает взаимоотношения народа и государства.
При этом коррупциогенные факторы оказывают негативное воздействие на экономическое и социальное развитие всей страны.
Портал Transparency International ежегодно занимается измерением индекса восприятия коррупции во всем мире. Россия по итогам исследований 2016 года занимает 131 место из возможных 176. По сравнению со статистикой предыдущих лет наша страна сделала небольшой скачек вперед. В 2015 году Россия занимала 119 место.
Сегодня коррупция определяется как социальное явление, при котором государственные служащие и иные уполномоченные лица пользуются своим служебным положением в личных интересах.
Криминология определяет коррупцию как опасное общественное явление, наносящее угрозу национальной безопасности, входящее в систему преступлений, совершаемых должностными лицами.
В кодексах Российской федерации насчитывается более 50 видов правонарушений, обладающих признаками коррупции. За эти деяния виновный несет уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность согласно действующему законодательству.
Почему же коррупция так плотно засела в России?
Что послужило поводом для всеобъемлющего распространения коррупции в России?
Одной из главных причин развития коррупции в стране принято считать ненадлежащий контроль за деятельностью государственных органов.
Большое количество коррупционных преступлений выявляется в социальных сферах (строительство, образование, медицина, правоохранительные органы). Виной этому кроме некачественной работы контролирующих органов является и сложная организация управленческой системы.
Непрозрачность деятельности государственных ведомств способствует росту фактов взяточничества чиновниками и проведению незаконных сделок.
Активная законотворческая деятельность госорганов усугубляет ситуацию. Все больше издается нормативных актов, что позволяет найти «лазейки» для того, чтобы проделанное нарушение носило двоякий характер и могло оправдываться нормами другого документа.
Зависимость системы правосудия от остальных институтов государственной власти предполагает, что множество дел по совершению коррупционных преступлений так и остается не доведенными и нарушители закона не получают наказания.
Рассматривая причины коррупции в России в нашей стране нельзя не обратить внимание и на национальный характер. В традициях практически каждого народа заложено благодарить за оказанную услугу дорогим презентом.
Отказ принимать подарок обычно считается как проявление неуважения. Казалось бы, все это естественно и человек не видит в этом ничего незаконного. Так поступали его родители, значит, так станет поступать и он. Тем не менее, вручение любого подарка должностному лицу считается взяткой.
При этом такие передаваемые традиции из поколения в поколение очень даже выгодны чиновникам. Вопреки всяческим нормам чести, кодексам этики и моральным ценностям госслужащие могут манипулировать гражданами. Часто случается и такое, что мы платим за те услуги, которые нам должны оказывать совершенно бесплатно.
Стоит уже в школе начинать формирование знаний о чести, достоинстве, и о последствиях совершения коррупционных преступлений.
Переход к другой модели государства оказал сильное влияние на формирование коррупции в России. Как замечают специалисты, резкое изменение политической системы, а соответственно, и сложившегося жизненного уклада граждан провоцирует зарождение негативных явлений в социуме, в том числе и коррупцию.
Государство и общество против коррупции
Начиная с 2000 годов борьба в России с коррупцией стала принимать обширный характер. Начала разрабатываться нормативная база, регулирующая вопросы взаимодействия общества и власти во всех сферах деятельности. Появился первый закон, в котором были прописаны методы реализации борьбы с коррупционными явлениями – ФЗ О коррупции.
Российское антикоррупционное законодательство продолжало совершенствоваться. Введен порядок прозрачности деятельности государственных служащих. Законом 273 установлена обязанность для бюджетных учреждений по разработке антикоррупционной политике на каждый календарный год.
И все же, на тропе борьбы с коррупцией нельзя ограничиваться только законотворческой деятельности. Важным моментом здесь является и повышение процента доверия между гражданами и представителями власти, формирование сплоченного общественного строя в стране.
Современная модель государства более стабильна, чем в СССР. Поэтому можно надеяться на то, что сегодня отлаженная работа по борьбе с коррупцией окажется более эффективной.
Читайте больше статей по различным темам на нашем сайте.
www.rline.tv
История коррупции в России
Многие современные историки считают коррупцию настоящим культурным феноменом человечества, а потому не видят смысла во всех мерах по борьбе с нею. С точки зрения логики в этом утверждении есть зерно правды, однако очень часто коррупцию воспринимают как чисто российскую традицию, хотя на самом деле она имеет всемирный характер. Если заинтересоваться историей коррупции в мире, то можно найти первые упоминания о ней еще в записях, датируемых десятками тысячелетиями до наступления нашей эры. А значит, отчасти данный факт подтверждает теорию ученых, о которой мы уже упомянули. Поэтому можно смело проводить параллель между историей коррупции в России и тем же процессом в других странах.
Конечно, данное явление в зависимости от государства, в котором оно проявляет себя, выделяется своими собственными характерными чертами. Однако в целом процессы можно считать идентичными. Несмотря на то что во всем мире ведется борьба с этим, как утверждают многие, позорным явлением, а уже более тринадцати лет существует даже Международный день борьбы с коррупцией, одержать победу не удалось ни одной стране и ни одному политическому режиму. Сегодня мы проследим историю возникновения и развития коррупции в России. И обязательно дадим оценку этой теме с точки зрения мирового масштаба.
Терминология вопроса
Погружаясь в историю коррупции, многие называют ее «взяточничество». Однако на самом деле этот термин имеет гораздо более широкую трактовку. Если рассмотреть его в этом смысле, то становится понятно, насколько серьезной «болезнью» человечества является данное явление.
После изучения нескольких разных словарей можно сказать, что коррупция – это действия, производящиеся для извлечения выгоды из своего служебного положения. То есть мы имеем в виду не только взятку деньгами или злоупотребление своими полномочиями, но и любое облачение своего положения в выгоду. Чаще всего она, конечно, измеряется в денежном эквиваленте.
Нельзя, рассказывая об истории коррупции в целом, не упомянуть об основных формах ее проявления. При этом стоит учитывать, что даже одна и та же форма может иметь разные масштабы. Это зависит от положения чиновника и его возможностей. Чем они выше, тем больше масштабы бедствия, которые он может натворить. В современной России они порой исчисляются миллиардами долларов.
Итак, ссылаясь на историю коррупции, выделяются ее следующие формы:
- поборы;
- взятки;
- использование своего положения в личных целях.
В мировом сообществе порицается любой из перечисленных выше вариантов. Но вот примеры коррупции в истории России доказывают, что некоторые виды взяточничества были даже вполне узаконены, что является отличительной чертой нашей страны. Впрочем, это явление пришло к нам из Византийской империи, прочно укоренившись, как и многие другие иностранные веяния.
Рассматриваем вопрос с точки зрения мировой культуры
История возникновения коррупции уходит глубоко корнями в седую древность. Ученые считают, что она трансформировалась из традиции дарить подарки для того, чтобы получить желаемое от членов племени, стоящих на более высокой ступени иерархической лестницы. В первобытном обществе дары подносились вождям и жрецам, ведь от них зависело благосостояние целой общины и каждого ее члена в частности. Интересно, что историки не могут назвать точной даты возникновения коррупции, однако однозначно уверены, что она была постоянным спутником человечества и развивалась вместе с ним.
Закономерным этапом взросления нашей цивилизации является государственность. Но этот важный процесс всегда сопровождается появлением чиновников, которые представляют собой своеобразную социальную прослойку между элитой и простым народом. При этом в их руках сосредотачивается порой неограниченная власть, а значит, они получают возможность обогащаться за счет своего выгодного положения.
Если обратиться к истокам возникновения коррупции, то первые письменные упоминания о ней были сделаны еще в государстве шумеров. Приблизительно две с половиной тысячи лет до нашей эры один из царей жестко преследовал взяточников и прослыл непримиримым борцом с коррупцией. Чуть позже один из индийских министров посвятил целый научный трактат этой проблеме, особой строкой выделив свои сожаления по поводу невозможности хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону. Эти факты дают нам полное право утверждать, что история противодействия коррупции началась буквально сразу же после возникновения этого явления. Поэтому в данном случае мы говорим о взаимосвязанных, а, значит, созависимых процессах. Понимание этого феномена облегчает дальнейшее изучение вопроса.
Коррупция: история и современность
С развитием человечества менялась и коррупция. Появление зачатков судебной системы ознаменовало возникновение ее нового вида. Теперь судьи, обладающие огромной властью и по роду своей деятельности обязанные быть максимально беспристрастными, получили возможность разрешать споры вне правового поля. Продажные судьи были настоящим бичом Европы, ведь доказать что-либо в суде могли только очень обеспеченные люди.
Интересно, что даже основные религиозные культы планеты серьезно осуждают подобное поведение и обещают за него настоящую кару небесную.
К восемнадцатому столетию в обществе стало заметно меняться отношение ко взяточничеству. В истории коррупции данный момент можно считать переломным. Это связано с ростом самосознания населения и пропагандой либеральных и демократических свобод. Чиновники стали восприниматься как люди, обязанные служить народу и главе государства. Государство все чаще стало брать на себя функции контролирующего органа, который тщательно отслеживает качество услуг, предоставляемых чиновниками. Также за ними пристально наблюдают и политические партии. Однако эта новая система вызвала очередной виток коррупции. Теперь появилась возможность сговора между экономической и политической элитой с целью получить выгоду. Масштабы подобных сговоров трудно описать в нескольких словах. В истории развития коррупции это был новый этап, который, по мнению ученых, не закончился и до сих.
Считается, что девятнадцатый и двадцатый века отмечены печатью борьбы со взяточничеством и сговорами. Однако сделать это в той или иной мере эффективно можно только в развитых странах. Здесь бюрократический аппарат, конечно, крайне разветвлен, но государство имеет несколько рычагов влияния на него. А вот развивающиеся страны – это буквально рассадник коррупции, где ничего невозможно сделать без внушительной денежной суммы или связей.
Если оценивать двадцатый век с точки зрения борьбы с данной проблемой, то становится ясно, насколько неэффективны все меры, принимаемые до сегодняшнего дня. Коррупция имеет статус международной проблемы, ведь в условиях современного мира корпорациям так легко удается сговариваться между собой и фактически управлять странами. В подобных условиях очень важно обратиться к истории борьбы с коррупцией для того, чтобы выработать эффективный комплекс мер, способных изменить положение вещей в лучшую сторону.
Самые крупные коррупционные скандалы последних лет
Обобщая и излагая историю коррупции кратко, нельзя говорить о том, что мы уже проиграли бой данному явлению и стоит смириться с ним окончательно. То тут, то там периодически вспыхивают настоящие скандалы, разоблачающие коррупционные действия подчас очень важных персон. К примеру, не так давно в СМИ журналисты шумели по поводу ареста наследных принцев в Саудовской Аравии. Они оказались замешаны в грандиозном скандале по поводу нефтяной аферы. Неизвестно, чем закончится это дело, но оно однозначно ярко иллюстрирует весь масштаб проблемы.
Также известно о том, что сама королева Великобритании оказалась не так уж и далека от коррупции. Журналисты выяснили, что она имеет несколько офшорных счетов в заграничных банках. Причем лежат на них десятки, если не сотни миллионов долларов.
Немало обвинений в коррупции пережил и американский Пентагон. Периодически просачивается информация о том, что суммы, выделенные на военные программы, исчезают в непонятном направлении. А чиновники, занимающие важные посты, обогащаются за счет простых налогоплательщиков.
Несмотря на то что подобные скандалы становятся достоянием мировой общественности, они в своей общей массе сходят на нет. До судебных разбирательств они практически никогда не доходят, что свидетельствует о несовершенстве существующей системы по борьбе с коррупцией.
История возникновения коррупции в России
Трудно сказать, когда наши предки впервые столкнулись с таким явлением, как взяточничество, однако в летописях оно уже упоминалось. Известно, что один из первых митрополитов на Руси горячо осуждал денежную мзду, которую было принято давать за те или иные услуги. Причем сам священнослужитель ставил данный грех в один ряд с колдовством и пьянством. Митрополит призывал казнить за подобные проступки, чтобы полностью искоренить это явление. Ученые, изучающие историю коррупции в России, считают, что такое кардинальное решение, принятое на заре развития Древней Руси, вполне могло бы полностью изменить ситуацию еще в зародыше.
Историки утверждают, что славяне переняли взяточничество у своих византийских соседей. Именно там было принято не платить чиновникам жалованье, свой доход они получали от населения, которое платило им за те или иные услуги. В период правления Ярослава Мудрого чиновничий аппарат был довольно разветвленным. Государство не могло платить всем, кто служил ему, и вот тут очень кстати пришлась система из Византии. Славянские чиновники с разрешения стали брать взятки, что и позволяло им кормить семью. Интересно, что в тот период времени взятки делились на две категории:
- мздоимство;
- лихоимство.
Первая категория не наказывалась законом. К ней относились, к примеру, денежные компенсации за ускорение того или иного дела, в том числе и судебного рассмотрения. А вот если чиновник берет взятку за то, чтобы огласить определенное решение, это могло трактоваться как лихоимство и строго наказывалось. Впрочем, история борьбы с коррупцией в России доказывает, что реальных случаев наказаний было не так уж и много.
К примеру, в семнадцатом веке прилюдной порке подверглись князь и дьяк, взявшие взятку бочкой вина за принятие решения, противоречившего велению государя. Этот случай был задокументирован и относится к редчайшим явлениям того времени.
Коррупция при Петре I
Великому реформатору досталась страна с уже устоявшимся бюрократическим аппаратом и традициями «кормления», которые практически невозможно было искоренить. Под термином «кормление» понимается византийский обычай оставлять подарок чиновникам за их работу. Не всегда он измерялся в денежном эквиваленте. Часто чиновники получали продукты питания, причем они очень охотно брали яйца, молоко и мясо, так как государственная система оплаты их труда была практически не сформирована. Подобная благодарность не считалась взяточничеством и никак не порицалась, а для государства, не имеющего возможности содержать свой чиновничий аппарат, была отличным выходом из ситуации. Однако подобный подход таил в себе массу подводных камней и в первую очередь сложности в разграничении понятий обычной благодарности в рамках «кормления» и взятки.
Историки считают, что именно при Петре I бюрократический аппарат разросся до небывалых размеров. Однако на самом деле царь-реформатор пришел к власти в условиях, когда взяточничество достигло своего апогея и считалось практически нормой в государственных структурах. История борьбы с коррупцией при Петре I получила новое развитие, ведь впервые сам царь попытался на собственном примере показать, что можно жить честно на положенное ему жалованье. С этой целью реформатор согласно присвоенному ему званию получал ежемесячно определенную сумму денег, на которую и жил. Современники Петра писали, что государь нередко испытывал острую нужду в деньгах, но неизменно придерживался своих принципов. Дабы научить чиновников жить по средствам и искоренить принцип «кормлений», царь назначил им фиксированное жалованье, однако часто случалось, что оно не выплачивалось вовремя, и взяточничество на местах продолжало процветать.
Царь, возмущенный уровнем коррупции в стране, не единожды издавал всевозможные указы, где предусматривались наказания для коррупционеров. Своих приближенных, которые, к слову сказать, воровали в огромных количествах, Петр I лично бил палками и плетьми. Но исправить положение царю так и не удалось — по всей России воровство и взяточничество по-прежнему процветало. Однажды рассерженный император даже решил издать указ о повешении каждого, кто украдет сумму, достаточную для покупки веревки. Однако тогдашний генерал-губернатор предупредил царя о том, что ему придется править страной без подданных. Ведь в той или иной мере воруют абсолютно все и везде на Руси.
Коррупция в России после смерти царя-реформатора
Так сложилось, что в истории противодействия коррупции период, наступивший после смерти Петра I, можно считать застойным. Страна очень быстро вернулась к прежним порядкам. Жалованье для чиновников было официально отменено, а взятки окончательно слились в одно целое с подношениями, сделанными в качестве благодарности.
Часто заморские гости писали потом в своих заметках о путешествии по России, что довольно сложно отличить с первого взгляда разбойников от чиновников. Особенно это касалось судей, которые выносили нужные решения в зависимости от размера взятки. Чиновники вовсе перестали бояться наказаний свыше и постоянно поднимали сумму оплаты за свои услуги.
Правление Екатерины II
После восшествия на престол Екатерины II борьба со взяточничеством в стране приняла новый оборот. Если рассказывать об истории коррупции в России кратко, то можно с уверенностью заявить о том, что царица с первых дней своего правления объявила войну тем, кто желает жить за счет народа и разворовывает государственную казну. Конечно, Екатерина II в первую очередь заботилась о своем благополучии, ведь ущерб от воровства, выраженный в цифрах, поверг ее буквально в шок. В связи с этим она разработала комплекс мер по борьбе с коррупцией.
В первую очередь императрица вернула систему регулярных выплат жалованья всем чиновникам. При этом она назначила государственным служащим очень высокое содержание, которое позволяло им не только достойно содержать свои семьи, но и жить на довольно широкую ногу.
Екатерина II считала, что этого будет вполне достаточно для того, чтобы снизить процент воровства. Однако она очень серьезно ошибалась, чиновники никак не хотели расставаться с возможностью получать деньги просто так и продолжали массово брать взятки. Некоторые современники императрицы, бывшие на тот момент видными общественными деятелями, считали, что даже кровавый бунт Пугачева, сотрясший Россию своими масштабами, возник из-за непомерных поборов чиновников и помещиков, которые буквально забирали у простых людей каждую копейку.
Императрица не единожды проводила различные проверки по губерниям и каждый раз их результат не был удовлетворительным. За все время своего правления Екатерине II так и нем удалось коренным образом изменить ситуацию в стране.
Царская Россия: коррупция и борьба с ней
С течением времени ситуация в стране только обострялась. К примеру, при Павле I произошло обесценивание денежных купюр, что существенно снизило доход чиновников. В итоге они увеличивали размер и частоту своих поборов. Если говорить кратко, история коррупции в России еще не знала столь благоприятного стечения обстоятельств для развития и укоренения взяточничества как системы.
К девятнадцатому веку положение дел в России с воровством усугубилось. Народ практически официально содержал чиновников. Во многих губерниях было принято собирать определенную сумму денег для того, чтобы платить полицейским. В противном случае плату им собирали бы преступники, а следовательно, многие решения принимались бы в их пользу.
О коррупции в стране говорили практически все. О ней писались сатирические рассказы и серьезные публицистические статьи. Многие общественные деятели искали пути выхода из ситуации и видели его лишь в тотальной смене режима и политического строя. Выстроенную систему они классифицировали как прогнившую и устаревшую, возлагая надежды на то, что глобальные изменения в стране смогут полностью искоренить коррупцию.
Борьба с коррупцией в советском государстве
Молодой советский режим рьяно взялся за искоренение воровства в государственной сфере. Для этого понадобилось создание отдельной структуры, которая следила за чиновниками и расследовала дела о взяточничестве. Однако эта идея практически сразу показала себя провальной. Сотрудники надзорного органа часто превышали свои полномочия и не гнушались брать взятки. Подобная практика очень быстро распространилась по стране и стала привычной.
Чтобы кардинально решить ситуацию, был издан декрет, в котором в качестве наказания за взятки предусматривался реальный тюремный срок. Также у осужденного конфисковалось все имущество в пользу государства. Через несколько лет меры ужесточились, и теперь за взятки гражданина вполне могли расстрелять. За все время существования коррупции это были самые жесткие меры по искоренению данной проблемы.
Часто борьба с коррупцией принимала форму настоящих карательных операций. Под суд порой попадали целые коллективы работников разных предприятий во главе с начальниками. Конечно, нельзя сказать, что в советской России всеми перечисленными мерами взяточничество удалось победить. Скорее, оно приняло немного другие виды, а сам процесс перешел в скрытую форму. Карательная функция партии заставляла чиновников брать взятки с большой оглядкой и страхом. Чаще всего коррупция заключалась в определенных услугах, оказываемых одними чиновниками другим. Но все же в истории борьбы с коррупцией в России это был один из самых благоприятных периодов.
Современная Россия
Распад СССР стал временем разгула коррупции. Государство существенно снизило контроль за всеми чиновниками в регионах, а во власть стали постепенно приходить люди, знакомые с воровским менталитетом. Именно его они и стали насаждать в государственных структурах. В этот период продавалось и покупалось практически все. Страна была разворована, а простые люди ничего не могли добиться, не дав даже мелкому чиновнику запрошенной суммы денег.
На сегодняшний день мы можем говорить о том, что борьба с коррупцией все же ведется. Постепенно ужесточаются законы в отношении взяточников, а в судебное производство уходят реальные уголовные дела. Сроки получают министры и более мелкие чиновники. А президент регулярно объявляет о принятых программах по борьбе со взятками и воровством.
Поможет ли это победить коррупцию окончательно? Думаем, что нет. За всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось сделать. Однако мы надеемся, что с течением времени наша столица все же покинет «почетное» сто тридцать первое место в Индексе восприятия коррупции, которое она сейчас занимает.
fb.ru
Размышления о коррупции в современной России » Военное обозрение
Нынче древнее зло не боится креста,
Беспредел примеряет корону.
Значит, каждый, в ком совесть поныне чиста
Вне закона, вне закона.
Корру́пция (от лат. corrumpere, «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
Ни для кого не секрет, что Россия входит в число самых коррумпированных стран мира. Ни для кого не секрет, но не все об этом задумываются, что коррупция наносит экономический вред, угрожает безопасности и замедляет эволюционное развитие страны. У меня волосы встают дыбом на голове, когда приводят примеры реальных масштабов бедствия. Можно долго и подробно описывать, как все происходит, приводить цифры, факты, но считаю, на этом не стоит останавливаться. Умный человек и так все знает, глупый догадывается, безразличному ничего говорить не стоит — не поймет.
Сейчас важно не то, кто, где и сколько, а то, как это все прекратить, чтобы страна смогла нормально развиваться, чтобы наши дети смогли в ней счастливо жить. Делать это нужно срочно, еще немного, и мы пройдем точку невозврата, после этого борьба приобретет совсем другое очертание. 1917 год — тому свидетель.
Бороться с проявлениями коррупции, с одной стороны, непросто, проблема неоднозначная, обширная, однако если мы взглянем на это под другим углом, то нам сразу станет понятно, в каком направлении двигаться. Так под каким углом будем смотреть? Да под таким: признать коррупцию врагом государства, врагом нашего народа. Врагом наглым, беспринципным и лживым. Ни о каком гуманизме по отношению к нему и речи идти не может. Как только мы проявим малейшую гуманность борьба будет проиграна. Как поступить с ними, да так, как поступают с внутренними врагами, а именно:
1. Отменить в России любой иммунитет у чиновников, в том числе и неприкосновенность президента (если, конечно, хочется диктатуры и авторитаризма, то оставить в покое президента), все действительно должны быть равны перед законом, а не так, что кто-то «равнее».
2. Каждое должностное лицо должно нести личную ответственность за свои действия. Упал космический аппарат при взлете, тщательно расследовали дело, вскрылись факты безграмотной работы руководителей — возместите причиненный ущерб из своего кармана, и вон из гос. учреждения и без возможности когда-либо занимать гос. должности.
3. Вскрыли факт распила бюджета (нецелевого использования денег) — сажать в этом случае не стоит, можно наказать гораздо страшнее. Лишить виновного гражданства РФ, конфисковать все имущество, числящееся у него и ближайших родственников (супруга (супруги), детей, бабушек, дедушек и в том числе находящееся за границей), запретить заниматься коммерческой деятельностью, запретить занимать гос. должности ему и всем его родственникам пожизненно (кто находится на должностях — снять). Уверяю вас, друзья его покинут, родственники отвернутся, это гораздо для него страшнее, чем отсидка в тюрьме.
4. Сфабриковал следователь (Следственного комитета или прокуратуры) дело — сажаем его на тот же срок, что он готовил потерпевшему, на «зону» общего режима, конфисковать все имущество у него и ближайших родственников. Аналогично поступить и с судьей, вынесшим заведомо сфабрикованный приговор, не обратившим внимания на доводы защиты. И никто по выходе из мест лишения свободы не имеет право занимать гос. должности в дальнейшем.
Вот основные методы в борьбе с коррупцией. Излишне жестоко?! Зато оправданно, мы сами и наши дети в будущем скажут за это спасибо. Нельзя давать слабину в этом вопросе, иначе ничего не получится. Коррупционер — враг всему государству и народу, считаться с его правами не стоит, он потерял их в тот момент, когда вступил на свой преступный путь. Он должен знать, что если его поймают, то потеряет все, что у него есть, он станет бомжем, и ему уже никто не поможет. Только страх и ужас перед такими санкциями, а также неумолимость наказания, смогут остановить коррупцию. Чем быстрей мы это поймем, тем быстрей сможем изменить ситуацию, а пока:
На паркетных фронтах генералов не счесть,
Но в связи с театральным сезоном
В новой драме страны офицерская честь
Вне закона, вне закона, вне закона…
topwar.ru